Давайте сразу договоримся, что это все субьективное мнение, а еще оно сильно упрощенное. Кстати, если лень читать, вот короткая версия: найдите денег и откройте болдер-зал.Про деньги
Есть смешная фраза "нужно просто найти инвестора" Ребята, так не работает. Инвестор, это когда вы на айпио подали и торгуете своими акциями на бирже. А если вы попросили денег на открытие скалодрома и обещаете золотые горы, то либо вы очень слабо себе представляете, как это работает, либо слабо представляет ваш "инвестор".
У вас нет финансовой прозрачности, нет адекватного корпоративного управления, вы работать с чужими деньгами не сможете и лишь наживете себе и инвестору огромное количество неразрешимых проблем. Займите денег под проценты, найдите их любым способом, но будьте при этом единственным учредителем.
Не создавайте себе проблем наивным «нужно просто найти инвестора» и распределением долей бизнеса на глазок. Совета как найти денег не бывает - это всегда личный особенный случай. Только выкиньте из головы всю эту фигню про доли и инвестора. Не обещайте никому дивидендов, если вы еще нифига не понимаете в бизнесе. А если понимаете, то, наверное, согласитесь со мной.
Сколько потребуется денег? Посчитать стоимость скалодрома очень легко. Давайте исходить из того, что болдер со стартовым набором зацепок вам обойдется в 10 тысяч рублей за квадратный метр стенки, маты (площадь посчитайте так: на 4 метра от стен умножить на периметр стен) обойдутся в 6 тысяч за квадрат. Еще 10 тысяч за квадрат нужно будет вложить в зацепы в первые два года работы зала. К этому добавим стоимость аренды и ремонта помещения - они везде разные, это вещь неопределенная. И всю сумму умножим на 1,5, чтобы учесть остальные расходы, о которых вы пока не подумали. Так, например, на вскидку хороший зал в помещении на 800 метров можно построить на 10 миллионов (оценка осени 2020 года).
Наш мозг всегда ищет хорошее, вместо плохого, поэтому рассчитывайте на худший и самый дорогой вариант развития событий. Деньги очень нужны и нужны сразу Если вы рассчитываете, что начнете что-то зарабатывать в первые два года и на это достраиваться - это плохая стратегия. Если же у вас есть сторонний источник дохода - на него можно достраиваться.
Но денег должно хватить, иначе не взлетит. Как зарабатывать, если раздевалки дурацкие, в зале разруха, а лазать не по чему? Скалолазание в тысячу раз круче любого фитнес клуба, но сначала придите в хороший фитнес клуб, посмотрите вокруг, и дайте людям комфорт и уют не хуже.
Хорошо должно быть почти сразу, иначе вы годами будете раскачиваться и потеряете кучу сил, времени и энтузиазма. Нужно много денег. Но на ловца и зверь бежит - начинайте что-то делать и все найдется.
Выбираем помещение Будьте готовы, что его можно искать очень долго. Спешить не надо. Даже если помещение офигенное, но какой-то важный параметр отсутствует, не берите его! Это отбросит вас в развитии на годы. Транспортная доступность Тут мы должны мысленно представить город, который весь состоит из людских потоков ежедневной миграции дом-работа/учеба-дом. Маленькими ручейками такие потоки начинаются в отдаленных спальных районах и наводняют основные артерии города. Каждая отдельная капля едет по своим делам, но где-то людей много и там прямо реки людей, а где-то маленькие ручейки. В идеале эти потоки пересекаются с маршрутами общественного транспорта, но на практике это немного не так - думайте в первую очередь о потоках людей, а не о формальных маршрутах.
Там, где эти потоки максимально пересекаются, где они самые крупные, нужно строить скалодром. Таких мест может быть несколько. Машины vs пешеходы В Питере, на Северной стене, у нас только 5% людей приезжают к нам на машинах - это контринтуитивное знание, ведь кажется, что автомобилистов должно быть больше. То есть 95% едут либо на метро, либо на велосипедах и еще как-то. В первую очередь думаем об этих 95%! Им должно быть удобно добраться пешком, место должно быть рядом с основными остановками общественного транспорта и на пути ежедневной миграции!
Конкуренция Если в городе уже есть скалодром, надо ли строить свой на другом конце города? Скорее нет, чем да. Ищите крутое место, а не чтобы быть подальше от конкурентов.
Подальше - это на хер, а вам надо туда, где хорошо. К тому же я не верю в конкуренцию между скалодромами. Те, кто привык лазать в своем клубе, к вам никогда не будут ходить, даже если это ваши друзья. Свою аудиторию придется вырастить самим. Другие скалодромы, конечно, немного напрягутся, если вы откроетесь в соседнем здании, но сильно переживать не нужно, нужно дружить.
Шпаргалка для запроса риелторам: Рабочая высота от 4,5 метров, т.е. потолочные фермы не могут располагаться ниже 4,5
Площадь от 500 до 1000 квадратов
Свободный доступ на территорию 24 часа, отдельный вход
Пожарный выход
Возможность заезда машин
Обязательно вода и хороший водоотвод
Мощности - от 50
Район с жилой застройкой
Теплое помещение
Горячее водоснабжение
И окна бы красивые и здание бы приличное и дешево, если можно.
Юридическая сторона дела Как найдете деньги и помещение, откройте ИП на упрощенной системе налогообложения через госуслуги, введите себе побольше окведов: от деятельности в области спорта, спортивных объектов, спортивных клубов, фитнес-центров до оптовой торговли, ресторанов и всего, всего, всего. Убедитесь, что у вас есть бухгалтер на аутсорсе и платите ему денежку за бугалтерию. Не ведите ее сами, есть другие дела.
Заключите договор с банком, у которого удобно работать и не очень дорогой эквайринг (эта такая штука - терминал, к которому мы прикладываем телефон при оплате)
Заключите договор аренды с помещением. Да, хорошо бы иметь свое, но так не бывает.
И да, вы абсолютно не защищены законом - идите в жопу, или добро пожаловать в наш клуб великой неопределенности. Поздравляю, вы стали бизнесменом - ничего еще не заработали, но уже дофига потратили и в момент можете все потерять.
Все, на этом париться по юридическим вопросам прекращаем. Никакие разрешения, сертификаты, паспорта безопасности, соответствия госту, реестры спорта вас пока не должны смущать.
Не думаем об этом раньше времени, это вам с 99% вероятности не понадобится никогда. Строительство Все очень сильно переживают именно о лазательных плоскостях - ну как же, ведь мы строим скалодром. На самом деле это самая простая и понятная сторона дела. Нет никаких проблем построить скалодром. Это просто. Можно обратиться к нам в 515 и Северную стену, в Топ поинт, Скалодром.ру, Ацтек, Рокс-бокс. Это мой личный топ лист адекватных и крутых фирм, но есть и другие. В любом случае, можно написать нам и посоветоваться.
Какие ошибки тут бывают?
Нельзя строить скалодром для себя - это, наверное, основная и главная вещь. Перед тем, как планировать скалодром нужно немножко придушить в себе спортсмена, иначе ничего работать не будет. Если ты хочешь 90% нависающих плоскостей, тридцать метров кампуса, накрошить как можно больше плоскостей - это все будет чудесно для тебя и все скажут «ах, какой спортивный скалодром получился!». Но скалодром разорится и закроется. Потому что 95% людей лазают на вертикали и легком-легком нависании.
Надо понять, кто к тебе придет и стараться для этих людей. Ну и на сдачу сделать что-то хорошее и для себя, любимого, и для спортсменов.
Но сначала заработать денег и не разориться, а то вообще ничего не будет! Чем меньше на скалодроме скалодрома, тем лучше для скалодрома! Это, конечно, просто смешная формулировка, но она говорит о важной вещи: есть определенный баланс количества лазательных плоскостей и плоскостей матов. И почти всегда лазательных плоскостей слишком много, а места для людей слишком мало. Как будто каждый зал пытается переплюнуть другой и засунуть еще больше лазательных плоскостей в небольшую коробку. Ау! Нужен баланс!
Вам не стенки нужно засунуть в клуб, а людей! На матах нужны островки безопасности, где никто не прилетит вам на голову. Это очень важно! На болдере должно быть просторно. На Северной стене Бухарестской мы думали, что делаем достаточно места на болдере, но мы ошиблись. Куб нужен был меньше, он плохой. Скоро посмотрим на Стену Петроградскую - там мы постараемся исправить некоторые ошибки.
И, конечно, плоскости решают! Я думаю, что мы, спустя годы, что-то в них начинаем понимать - спрашивайте совета и смотрите наш проект Северная стена Петроградская, которую мы делаем нашим строительно-зацепочным крылом 515:
https://sketchfab.com/3d-models/15-63e9f01957394d1....
Найди место для продажи попкорна и построй там кинотеатр! Так или иначе мы придем к тому, что на скалодроме нужна еда, вода, кофе, соки, пиво. Я хочу тренироваться с друзьями, а потом с ними же отдыхать за кружкой пива или чашкой кофе. И, если будет такая возможность, я буду делать это на скалодроме! Незачем из хорошего места куда-то уходить. И вообще большую часть времени на скалодроме люди находятся не на стенах.
Отсюда вытекает мысль: самое главное на скалодроме - правильное зонирование и понимание того, кто к тебе придет и что будет делать. Где и сколько людей будет находиться в 18:00? А в 19:00? А в 21:00? А если их будет 100 человек? А 150? А 250? Над этим нужно думать бесконечно долго, а не выбирать зацепки.
Зацепки можно и через два года выбрать, а зал вы никогда не переделаете. Думай о зонировании! За ресепшеном должно быть место для двух-трех человек, там будет выдача проката, кофе, печеньки, магнезия и всякая мелочь, два рабочих компа, эквайринг. Перед ресепшеном будут стоять люди, там они будут ждать тренера и тупить, примерять скальники. Там им должно быть хорошо.
Раздевалка должна быть по возможности большая. Люди почему-то ценят комфорт. Им должно быть уютно помыться, переодеться и сходить в туалет. Туалет должен быть лучше чем у вас дома. Посмотрите на свой и сделайте лучше. Сходите в три фитнесклуба, сходите к нам на Северную стену, на Петроградку, когда откроется, в Москве сходите во все залы и подумайте, где вам понравилось. Про раздевалку, кстати, я писал большое и подробное ТЗ для нашего нового зала. Это заслуживает отдельной статьи - там и про проблему голой письки и про идеальный туалет, тема животрепещущая!
Сделайте зону, где удобно сидеть и ждать детей, пить кофе. Много фишек можно подметить в хороших кафе. Например круглые столы диаметром 50 см дают большую посадку, чем квадратные с диванами вокруг.
Нужен склад и место для мытья зацепок.
Нужен кабинет. Можно плохой -
вы тут не главный, главный у нас клиент. Тренерская не обязательна. У вас вообще еще нет тренеров. Когда будет команда и деньги - потратите их на ваш комфорт.
Детская комната мне кажется не обязательна, но тут я могу быть некомпетентен.
Зона разминки: турники, скакалки, резинки, коврики, доски. Делать или нет кампус, систем и пекборд? На них можно забить на несколько лет. У вас будет меньше травм, а нужны они очень небольшому проценту спортсменов, а ваши клиенты будут только калечиться. В любом случае 99% времени они никому не нужны. Пекборд вообще никогда никто не использует. На муне тоже никто никогда не лазает.
Захочется - сделаете потом для себя и узкой группы своих друзей, когда не жалко будет на это денег. С чем вечные проблемы и вопросы? Электрика. Расположите на плане розетки, свет, все возможные потребители энергии от компа и кассы до холодильника и кофемашины, фена и сушилки для рук - укажите потребление и отдайте ребятам, которые делают такие проекты.
Старую сеть вы не сохраните, вы будете делать новую. Слышите? Точно новую будете делать, даже не надейтесь сэкономить.
Пожарка. Надо делать систему оповещения и план эвакуации. И здравым смыслом тоже не пренебрегать - люди если что должны спастись. Обратитесь в фирму - это имеют право делать только люди с лицензией. К пожарному инспектору не нужно идти сдаваться, но и бояться не надо. Просто сделайте проект и систему оповещения. Какие-то нарушения, наверное, у вас будут, пользуйтесь здравым смыслом и по возможности исправляйтесь.
Вентиляция. Это почему-то супер дорогая штука. По-минимуму вам нужна вытяжная вентиляция из влажных помещений, иначе все сгниет. Насколько хватит денег - делайте для зала.
Вода. Нужно будет делать проект по воде, чтобы в каждый душ и каждую раковину приходила вода под нормальным давлением.
Про зацепки.
Берите наши 515, топ поинт и ацтек - это три крупнейших и лучших производителя в России. Обязательно поддержите свой локальный бренд, это тоже хорошо. Зацепок нужно много и разных.
Остерегайтесь в себе чувства провинциальной неполноценности - не думайте, что покупать нужно только европейские бренды. На европейские у вас денег не хватит, это роскошь, которая не дает залу никакой добавочной стоимости - к вам не придет больше людей, если вы напишите, что купили сквадру, флет , 360 и читу. Честно, я не обманываю, больше людей не придет.
Мы, например, с 2020 года поставляем зацепок в Европу больше, чем в Россию и ничего как-то они там лазают и еще заказывают. Топ поинт делает самые лучшие в мире ледолазные зацепы - это известно всем в этом небольшом спорте. Короче, не комплексуйте, вкладывайте деньги в русские зацепы они уже давно крутые и становятся еще круче. На старте купите себе просто много зацепок и рельефов.
И вы должны иметь бюджет на то, чтобы четыре раза в год покупать новые зацепки. Да, теперь это на всю жизнь. Ах да, придумайте себе какое-нибудь название. Все говорят, что название важно. Мне кажется, что если вы сделаете офигенный зал и назовете его "Шкрябрь", то через два года люди будут говорить - блин у них так круто и название они с самого начала придумали классное и смелое, пошли к ним шкрябать! А если сделаете плохо, то вас не спасет никакое классное название.
Поздравляем, вы открыли свой болдер! Про управление поговорим в следующий раз. И про раздевалки напишу! Игорь Антышев, Северная стена и 515.