Требования безопасности к накрутке трасс на болдере
Эти правила сложились у нас на Северной стене и мы искренне верим, что они хорошие. Но это сильно субъективное мнение, поэтому критическое мышление по отношению к нашим стандартам и к своим собственным - это хорошо. Отнеситесь дружелюбно к этому тексту.


Введение:

Думай о безопасности! Думай о скалодроме! Мы все живем скалолазанием и специально заставлять себя думать о нем не нужно - все мысли и так там. А вот то, как организована работа, амортизация зала, безопасность людей это скорее раздражающие факторы, думать о них неприятно, но нужно себя заставлять.


Падения

Трасса должна быть безопасной. Если у вас на вертикали внизу сильно и остро торчит рельеф, то на него упадут и сломают спину. Если перед сложным топом накат на пятку - с топа упадут, оставив ногу, и перевернутся в воздухе. Если динамика перед углом скалодрома - прыгнут на выбежавшего ребенка и сломают ему спину. Если топ пипец сложный, то с него будут плохо падать и тоже все себе сломают. Если есть щель - в ней застрянет палец, рука или нога, будет перелом. И да, на скалах такое бывает, на соревнованиях такое бывает, но для ежедневной накрутки мы сначала должны думать о безопасности, а решения для трасс выбирать из оставшихся у нас альтернатив.


Спуски

Рядом с любой трассой всегда должна идти легкая трасса, по которой можно комфортно спуститься. Это может быть самая легкая пятерка или шестерка. За это вам скажут спасибо, а если ее не будет - проклянут. Можно использовать специальные зацепки для спуска.


Простые трассы

Чем проще трасса, тем ниже топ! простые трассы лазают дети и новички. Они еще не умеют правильно спускаться, группироваться и срываться.


Опасные зацепки

Если зацепка с трещиной (т.е. может сломаться) или отколом, о который можно пораниться, то ей не место на стене. Если производитель идиот и сделал травмирующую зацепку - выкиньте ее. Мы тоже иногда делаем зацепы, которые при невезении могут травмировать, но мы их как правило отсеиваем до релиза и не продаем.


Все, что может пойти не так - пойдет не так

Рельефы и зацепы не могут выпирать за край или верх скалодрома . Скалодромы и так высокие, давайте как-то планировать трассы без этой фигни. То, что выпирает - оторвут, или засунут руки туда, куда не надо.


Много пунктов про саморезы

Все саморезы на скалодроме должны быть стандартизированы. Мы на Северной стене используем 50 и 90 мм. И никогда не используем короткие саморезы. Даже если у нас маленькая зацепочка, мы крутим ее саморезом 50мм. Делается это для того, чтобы не было физической возможности поставить рельеф на короткие саморезы. Это не редкая история, когда засамореженый рельеф отрывается, потому что все саморезы были короткие! А еще работа с двумя стандартными размерами сильно ускоряет накрутку - не ищешь нужный размер.

Что делать? Выкинуть все саморезы, купить новые стандартизированные.

Все отверстия рельефов должны быть засаморежены. Никаких пустых дырок. Примеров, когда отрывали рельеф достаточно. Клиент пришел за удовольствием а не за травмой! В конце накрутки нужно проверить все саморезы.

Все отверстия саморезных зацепок должны быть засаморежены. Если вам кажется, что двух достаточно, а стоит три - это от лукавого, боритесь с собой.

Болтовые зацепки тоже всегда без исключений должны саморезиться.
Зацепки прокручиваются под ногами - это ведет к травме!

Очень редко попадаются зацепки с двумя или тремя отверстиями под саморезы и отверстием под болт. Иногда огромные полки, вытянутые щипки, какие-то лопаты под болт имеют два отверстия - обязательно вместе с болтом ставим два самореза. Там большой рычаг!

Есть отдельная серия наших зацепок с тремя саморезами и болтом - мы делали их, чтобы была возможность поставить их без болта. Если без болта, то обязательно три самореза. Если ставим их на болт, то можно закрутить лишь один саморез - это редкое исключение только про округлые зацепы, без большого рычага.


Сверли зацепки

Нет и не может быть оправдания подпиранию саморезом зацепки, если нет отверстия. Нет отверстия - просверли. Не получается - выкинь нахрен. Да, лень, да, ты опаздываешь и это последняя зацепка на трассе, да, это ужасно обломно. Но это нужно сделать.

Если в зацепке нет отверстия, его нужно просверлить. Одним сверлом само отверстие, другим сверлом углубление под шляпку. Это часть работы, ее нужно сделать, чтобы потом работать спокойно.


Проверь стену

Перед накруткой мы смотрим на чистую стену. Проверь, чтобы там не было забытых саморезов, сломанных саморезов! Да, возможно, это не твоя зона ответственности, будет ли от этого легче тому, кто разорвет себе пальцы или скальники?


Культура работы

Во время накрутки хорошо огораживать рабочую зону, чтобы в это время там не лазали и не падали спиной на лежащий рельеф. Не позволять себе выходить за рабочую зону — не кладите ничего там, где не огорожено. После работы нужно прибрать рабочее место! Убрать лестницы, зацепы, рассортировать болты, проверить, чтобы не валялись саморезы, которые потом проткнут маты, отнести инструмент, поставить на зарядку аккумы. И, конечно, протестить и промагнезить трассы, дать им категории и разметить старты и топы.


Думаем об эксплуатации зала

Рельефы и зацепы не могут быть на уровне или ниже матов - только выше! Хотя бы на 10 сантиметров. Если рельеф поставить ниже, то мат будет тереться и порвется.

Бережно относитесь к зацепкам и рельефам. Кинул зацепку, отколол край - скалодром стал беднее на 300-1000 рублей, столько эта зацепка стоит. Кинул рельеф, отколол край - скалодром стал беднее на 3000-10000 рублей. Своим трудом мы должны приносить пользу, а не вред.

Давайте думать о хозяине зала - это точно такой же человек, который ни чем от нас не отличается. Все, что сломается, ему придется починить за свои деньги. В нашей сфере нет сверхприбылей, работают энтузиасты, скалодром это не обезличенная социалистическая собственность - берегите ее и всем будет только лучше! Тогда будут деньги отдать долги, купить зацепы, скалолазов станет больше, лазать будет лучше и вам в конце концов тоже придут дополнительные деньги.



Итого:

Мы не оправдываем свое бездействие должностными обязанностями. Если ты видишь откровенный косяк - торчащий саморез, неприкрученный рельеф, шатающуюся зацепку - ты должен это исправить. Или позвать инструктора исправить. Нельзя развидеть то, что плохо, даже если не ты за это отвечаешь.

Если вы создали шедевр, который не соответствует технике безопасности, или соответствует с натяжкой - идите в жопу со своим шедевром. Профессионал не тот, кто сделал офигенную трассу, а тот кто сделал ее в четко заданных рамках и ограничениях - на соревнованиях попал в категорию, тип трассы, сделал красиво, безопасно и всех разложил.

Не все скалолазы имеют достаточно опыта, чтобы выбирать трассу себе по силам и учитывать риски. Мы наоборот стараемся выйти за границы своих возможностей. Но люди пришли за удовольствием, а не за травмой. Да, мы ограничиваем постановщика, да это раздражает, да это обидно, но это правильные ограничения, которые принимают на себя взрослые и ответственные люди.

Что будет, если вы вдруг прониклись и у себя на скалодроме решите ввести какие-то из этих стандартов, или придумаете свои новые? Вы очень скоро вспомните поговорку: "не делай добра, не обретешь зла". Первое, с чем вы столкнетесь - противодействие. Будьте мудры и готовьте реформы медленно, заручившись поддержкой коллег. Нужна воля, чтобы ввести любые новые правила, но, когда к ним привыкнут, никто о них не пожалеет.


Игорь Антышев,
директор скалодрома Северная стена и зацепы 515



+++++конец, но еще не конец+++++

Постановка трасс это огромная тема и мы здесь не рассмотрели большое количество тем:

Трудность - когда нибудь напишем про нее.

Категорирование - обычно все переживают про то, что или слишком легкие или слишком сложные категории. Мне кажется, они должны биться между собой, остальное не так важно.

Стартовые метки - часто отмечают стартовые зацепы - две или четыре, у нас отмечена одна - можно брать все, что на уровне, или ниже. Кажется, это не самый животрепещущий вопрос.

Размечать по меткам сплошную накрутку или крутить в цвет? Мы крутим в цвет, а кто-то размечает. И та и другая система имеет и плюсы и минусы.


Наши старые статьи, которые заслуживают внимания:

Читаемость https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_138

Безопасность https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_144

Композиция https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_150

Комплектация - набор трасс по категориям и по типам https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_153

Распределение трасс https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_162

Сверлим зацепки https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_173



Мудаки и страховка https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_189

мудаки и страховка часть 2 https://vk.com/climbingholds515?w=wall3911654_1082%2Fall



Бонус на болдеринговых трассах https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_224

Бонус часть 2 https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_228

Расклад и логичность https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_245

Трехмерность трассы https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_252

Квалификация боулдеринга https://vk.com/climbing515?w=wall-95050364_257


Спасибо за мысли нашему главному постановщику Алексею Петько (только на Северной стене под его руководством было накручено 730 трасс на трудность и 3323 трассы на болдере), ангелам 515 и генералам Северной стены Роману Мурыгину и Денису Левину, а так же нашему бывшему коллеге Дмитрию Степанову.